Русская икона
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЛИФА И МАСЛЯНЫЕ ЛАКИ

Покрывать темперу какими-либо лаками или олифой не следует, так как при этом утрачивается вся прелесть ее, основанная, в частности, на присущей ей матовости и бархатистости. Но одна из темпер, в частности желтковая, требует обязательного покрытия олифой или лаками. Олифа или масляный лак применяются в качестве покровных лаков, тонким слоем покрывающих живописную поверхность главным образом желтковой темперной живописи. Желтковая темперная живопись получает полную законченность в тонах своих красок лишь после покрытия ее тонким слоем олифы или масляного лака. Прозрачная олифная или лаковая пленка придает ее краскам звучность, углубляет их тона и создает оптический эффект картины, наиболее полно выявляя всю красочную гамму произведения, углубляя и делая прозрачными тени и света. Олифная или лаковая масляная пленка является в желтковой темпере своеобразной, завершающей живопись лессировкой. Помимо этого, олифная или лаковая пленка имеет и другое, не менее важное значение: она предохраняет живопись от непосредственного воздействия влаги, лучей света и различных внешних физико-химических влияний, разрушающе действующих на ее красочные слои. Олифные или лаковые пленки, высыхая, образуют очень твердые и прочные прозрачные пленки, предохраняющие живопись от преждевременного разрушения и гибели.

 ОЛИФА

Хорошо сваренные олифы, в особенности из макового масла, являются превосходным покровным лаком для желтковой темперной живописи, образуя при высыхании в тонком слое прозрачные прочные и твердые пленки, превосходно выявляющие все оптические свойства темперных красок и очень хорошо предохраняющие их от различного рода вредных внешних физико-химических воздействий, как то: влаги, лучей света, температурных колебаний и т. п.

  ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОЛИФЫ

Олифой называется вареное высыхающее растительное масло (льняное, маковое, ореховое и Др.). В зависимости от условий варки масла, температуры варки, качества и предварительной обработки масла получают совершенно различные по качеству и свойствам олифы. Для приготовления доброкачественной живописной олифы надо брать хорошее льняное или маковое масло, не содержащее никаких посторонних примесей и загрязнений. Существует три основных способа приготовления олифы: быстрое нагревание масла до 280—300° — горячий способ, при котором масло закипает; медленное нагревание масла до 120—150°, исключающее закипание масла в процессе его варки, — холодный способ и, наконец, третий способ — томление масла в теплой печи в течение 6—12 суток. Наилучшие олифы, пригодные для живописных целей1, можно получить только посредством холодного способа и томления масла. Холодный способ варки олифы состоит в том, что масло заливают в глиняный глазурованный горшок и варят на умеренном огне, медленно его нагревая в течение 14 часов и не давая ему закипать. Сваренное масло сливают в стеклянный сосуд и в открытом виде ставят на воздухе и солнце на 2—3 месяца для высветления и уплотнения. После этого масло осторожно сливают, стараясь не затронуть при этом образовавшегося осадка, остающегося на дне сосуда, и процеживают. Томление масла заключается в том, что сырое масло наливают в глиняный глазурованный горшок и ставят в теплую печь на 12—14 дней. Когда на масле появится пена, оно считается готовым. Пену снимают, дают маслу отстояться 2—3 месяца на воздухе и солнце в стеклянной банке, затем осторожно сливают, не трогая осадка, и процеживают через марлю. В результате варки масла по этим двум способам получают очень светлые, хорошо уплотненные масла, дающие при высыхании прочные и блестящие пленки. Эти масла не содержат белковых веществ, слизи и воды, так как вода испаряется в процессе варки, а белковые вещества и слизи свертываются и остаются в осадке. Для лучшего осаждения белковых веществ и других примесей во время отстаивания масла полезно в него положить небольшое количество хорошо просушенных сухарей из черного хлеба. Во время же варки масла следует в него положить 2—3 головки мелко нарезанного чеснока. Хорошо сваренные олифы, в особенности из макового масла, являются хорошим живописным материалом и могут добавляться в масляные краски, применяться для разжижения красок в процессе письма, а также служить составной частью масляных и эмульсионных грунтов.

Покровные лаки

 Служат для покрытия законченной живописи и приготовляются обычно растворением фисташковой смолы в масле с добавлением скипидара или же в одном скипидаре. Эти лаки наносят на законченную и совершенно просохшую поверхность живописи очень тонким слоем. Картины можно покрывать лаком только через год, так как ранее красочные слои еще недостаточно просохли. Перед лакированием живописную поверхность надо протереть скипидаром, удалив севшую на нее пыль.

Подробнее о материалах, применяемых в живописи и их приготовлении смотрите на сайте "Секреты изобразительного искусства"

 

 

Содержание сайта.

  • Главная страница


  • История развития иконописи в России

  •  

     

     



    Используются технологии uCoz