Русская икона
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Желтковая темпера

 Желтковая темпера, состоящая из двух частей: связующего вещества— желтковой эмульсии—и красящего вещества, является наиболее древним: и общераспространенным материалом станковой живописи.

Связующее вещество желтковой темперы и техника его приготовления

Связующее вещество красок желтковой темперы представляет собой желтковую эмульсию, состоящую из яичного желтка, воды и небольшого количества какого-либо консервирующего вещества: уксусной кислоты, кислого хлебного кваса, фенола и т. п. Яичный желток состоит из лецитина,ителлина, холина, яичного масла и воды, являясь превосходной натураль¬ной эмульсией. Техника изготовления желтковой эмульсии очень проста и заключается в том, что берут свежее куриное яйцо, разбивают его скорлупу пополам и осторожно отделяют белок от заключенного в мешочек желтка, стараясь при этом не повредить пленку, в которой заключен желток. Затем желток, заключенный в пленкообразный мешочек, очищают от белка и выпускают содержимое мешочка, проколов его иглой, в стакан; пленку выбрасывают. Затем добавляют равное объему желтка количество воды, размешивают деревянной лопаточкой и добавляют несколько (5—6) капель уксусной 50-про¬центной кислоты или заменяющего ее консервирующего вещества: карболовой, борной или салициловой кислоты, кислого хлебного кваса и т. п.— с целью предохранения эмульсии от загнивания. На этом приготовление эмульсии заканчивается.

Красящие вещества желтковой темперы

 В желтковой темпере применяются почти все красящие вещества, но предпочтение отдается наиболее прочным и светоустойчивым. Все красящие вещества должны быть очень тонко измельчены и не содержать каких-либо посторонних примесей, в особенности различного рода загрязнений. Измельчение красящих веществ производят посредством их перетирания в смеси с чистой водой на каменной плите курантом1. Перетирание красочных веществ на плите производят следующим образом: на поверхность ее насыпают некоторое количество красящего вещества, приливают немного воды, смешивают одно с другим, получая полужидкую массу, которую и растирают курантом посредством кругообразных движений, производимых рукой. Растекающуюся в процессе стирания по поверхности доски красочную массу собирают деревянным шпателем и вновь перетирают. При растирании красок надо все время добавлять немного воды, чтобы красочная масса была полужидкой и не высыхала. Красочные вещества требуют различного времени для своего измельчения, но большинство их достаточно тонко измельчается в течение 1—2 часов перетирания. Необходимо следить за тем, чтобы красочная масса не содержала неперетертых крупинок и частиц. Перетертую красочную массу собирают с плиты шпателем и формуют в виде небольших конусообразных ступок. Делается это так: берут коровий рог, выжигают его внутри раскаленным железным прутом и очищают, за¬тем рог заполняют полужидкой перетертой красочной массой. Берут доску, промазывают ее поверхность олифой и дают ей хорошо просохнуть. Затем берут рог, заполненный красочной массой, и осторожно постукивают им ске; при этом краска выходит из него в виде небольших конусообразных ступок. Их высушивают и хранят.

Приготовление красок желтковой темперы

 Приготовление красок желтковой темперы состоит в смешении связующего вещества—желтковой эмульсии—с тонко измельченным красящим веществом. Делают это следующим образом: берут нужное количество-тонко измельченного красящего вещества, всыпают его в фарфоровую чашечку или деревянную ложку1, прибавляют немного готовой эмульсии и тщательно перетирают смесь средним пальцем руки до тех пор, пока не будет нерастертых комков и крупинок; к растертой массе добавляют необходимое количество эмульсии, требуемое заданной консистенцией приготовляемой, краски, и вновь тщательно перетирают смесь, и на этом заканчивают изготовление краски. После того как живопись заканчивают, краски следует залить водой, чтобы они не высыхали, а на следующий день, слив воду, добавить немного эмульсии и перетереть красочную смесь. Сохраняя краски таким образом, ими можно пользоваться в течение 5—7 дней.

Высыхание красок желтковой темперы

Высыхание красок желтковой темперы резко отличается от высыхания масляных красок, а также красок темпер, содержащих масло. В начале своего просыхания краски желтковой темперы выделяют воду входившую в состав ее эмульсии и находившуюся в составе отдельных частей желтка: вителлина, холина и др. В результате испарения воды желтковая, темпера покрывается тонкой пленкой и загустевает. Затем происходит ряд сложных физико-химических процессов в темпере, в результате которых раствор белковых веществ -эмульсии переходит в нерастворимое состояние и красочный слой темперы отвердевает и уплотняется. При этом не происходит столь свойственных масляным краскам при их высыхании изменений в первоначальном объеме, сжатии, сморщивании и пожухании.

Высветливание красок желтковой темперы при их высыхании

 При высыхании красок желтковой, белковой, яичной, а также и других, видов темперы происходит их высветливание, изменяющее их первоначальный тон. Художник, работающий красками темперы, должен учитывать это свойство темперных красок и соответствующим образом строить цветовуюкомпозицию своего произведения. Высветливание темперных красок, происходящее при их высыхании, является следствием испарения из них воды и замещения ее воздухом, что приводит к изменению преломления световых лучей, падающих на красочные слои, и возникновению так называемого дифференцированного, то есть раздельного, преломления лучей света.

Содержание сайта.

  • Главная страница


  • История развития иконописи в России

  •  

     

     



    Используются технологии uCoz