Русская икона
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основа для икон

 

Доска

 В качестве основания под темперную живопись применяют доски, выде¬ланные из липы, березы, бука, каштана, ореха, сосны и других древесных пород. Для досок, предназначенных под живопись, следует выбирать дре¬весину, хорошо высушенную в естественных условиях, а не в паровых сушилках. Доски не должны иметь никаких пороков: сучков, червоточин, гнили, а также излишней смолистости. Картины больших размеров не следует писать на досках, так как это их очень утяжеляет. Небольшие картины вполне разумно писать на досках. Выбранную по размерам картины доску, имеющую совершенно гладкую и ровную поверхность, для предохранения ее от растрескивания и коробления надо выварить в горячей воде в течение 4—8 часов; после этого оставшуюся в дереве воду надо выпарить посредством осторожного нагревания доски над огнем до 40—60°С, а затем хорошо просушить на воздухе в закрытом помещении в течение 6—12 месяцев. Обработанная таким образом доска не будет коробиться, растрескиваться и поражаться гнилью, так как посредством проваривания в воде из древесины будет удалена большая часть содержащихся в ней растворимых частей — древесного сока, связанной воды одновременно произойдет свертывание растительной белковины— вещества, способствующего загниванию растрескиванию дерева. Для картин небольшого размера надо брать цельные доски, а для больших картин составные, собранные из отдельных досок и скрепленные с оборотной стороны врезными шпонками

Проклеивание и грунтовка доски

Приготовленную доску проклеивают двумя слоями рыбьего клея, разведенного в воде. Очень полезно наклеить на доску кусок мягкой старой холстины; это предохраняет живопись от возможного растрескивания. Когда доска проклеена и холст наклеен, то ее следует загрунтовать. Лучшим грунтом для досок является клее-меловой грунт, состоящий из клеевого раствора рыбьего клея и мела. Массу для грунтовки приготовляют следующим образом: берут 30 г сухого рыбьего клея и 1 стакан воды (200 см3), клею дают разбухнуть в воде и варят на легком огне, недопуская закипания (лучше всего варить в клееварке). Теплый клеевой раствор смешивают с измельченным и просеянным кусковым мелом, тщательно перети рают полученную массу, чтобы в ней не было комков, и начинают грунтовать, нанося ее деревянным шпателем тонкими слоями. Сперва наносят один слой, дают ему хорошо просохнуть, затем наносят второй и третий слои; когда они высохнут, то их прошлифовывают смоченным водой куском пемзы и наносят последний, четвертый слой. Когда этот слой просох, его слегка прошлифовывают куском трепела. После этого можно приступить к живописи. Можно загрунтовать доски и другим грунтом, состоящим из:

Рыбьего сухого клея 30 г

Воды 250 мл

 Мела 100 г

Белил свинцовых или цинковых сухих . . 50 г (1/4 стакана)

 Жидкий раствор клея смешивают с мелом, разведенным водой, добавляют белил и получают грунтовочную массу густоты сметаны; ее наносят на предварительно проклеенную поверхность доски в 4—5 тонких слоев.

Содержание сайта.

  • Главная страница


  • История развития иконописи в России

  •  

     

     



    Используются технологии uCoz